Skip to content

Факультет Мировой Политики

СМИ о нас
Реинкарнация холодной войны
25.02.2015

Кому и зачем в новом веке потребовались старые призраки


гонка вооружений, война, холодная война, конфронтация, нато, кризис, санкцииПрезидент Кеннеди сообщает, что советские ракеты вот-вот будут на Кубе. Фото Reuters

В нынешнем феврале исполнилась 50-я годовщина Ялтинской конференции, где лидеры СССР, США и Великобритании определяли параметры послевоенного передела мира. Ялтинские соглашения не предотвратили возникновения конфронтации между бывшими союзниками. Уже через год Уинстон Черчилль выступил с печально знаменитой речью в Фултоне, которая считается отправной точкой холодной войны.

Как известно, эта война завершилась крахом социалистической системы и распадом СССР. Послевоенная зона безопасности, созданная Москвой, исчезла. Наши войска вышли из Восточной Европы, а бывшие советские республики обрели независимость. Территория России сократилась почти до границ допетровской Московии. Возникла угроза дезинтеграции РФ. Кремлю пришлось вести кровопролитные войны в Чечне, чтобы сохранить территориальную целостность.

Запад абсорбировал бывших союзников СССР и включил государства Восточной Европы и Балтии в состав НАТО и Европейского союза. При этом распределились обязанности: США отвечали за военную, а ЕС – за экономическую интеграцию новых членов.

Вслед за этим эпицентр геополитического противостояния переместился на постсоветское пространство. Администрация Джорджа Буша-младшего попыталась добиться принятия в НАТО Украины и Грузии, где прошли цветные революции. Реакция РФ была жесткой, это показала российско-грузинская война 2008 года.

Вместе с тем Москва начала серьезную интеграцию, формируя Евразийский экономический союз. Включение в его состав Украины существенно увеличило бы его эффективность. Против этого резко выступили США, обвинив Россию в создании сферы влияния. В то же время Евросоюз объявил о создании «Восточного партнерства» с участием шести бывших советских республик, включая Украину. Последняя, таким образом, как когда-то Польша, оказалась в центре нового геополитического противостояния.

Изоляция России

Вашингтон и его союзники оказали политическую и экономическую поддержку националистическим, антироссийским силам, захватившим власть в Киеве после государственного переворота год назад. По существу, нынешнее руководство Украины получило карт-бланш на развязывание гражданская войны в Донбассе.

Украинский кризис похоронил надежды на формирование в ближайшие годы стабильных партнерских отношений между Москвой и Вашингтоном. Администрация Обамы создала антироссийскую коалицию, в состав которой вошли станы ЕС, Япония, Канада и Австралия, а также ряд других стран. Вашингтон объявил, что его целью является «наказать» Россию за «агрессию» против Украины.

Началась информационная война – небывалый разгул пропаганды. Вернулись стереотипы; Россия – «вечный враг» Запада. Точно так же, как Запад – «вечный враг» России.

При этом РФ рассматривается Западом как реваншистская держава, которая пытается воссоздать свою сферу влияния и утраченную империю. Возродился «принцип домино», по которому Москва захватит Украину, потом Прибалтийские государства, Польшу и т.д.

США заморозили нормальные политические связи с Россией, исключили ее из «большой восьмерки». Москве отказали в принятии в ОЭСР, которая является крупнейшим форумом ведущих экономически развитых стран. Делаются попытки изъять Россию из «большой двадцатки», несмотря на то что для этого даже не существует механизмов. Прекратила работу российско-американская президентская комиссия.

Были свернуты переговоры между Евросоюзом и Россией о заключении нового договора. Кроме того, ЕС отказался от проведения саммитов с Москвой. Замораживание контактов коснулось и вопроса о безвизовом передвижении граждан.

Практически остановились разоруженческие переговоры. Полностью прекратились военные связи России и США. То же самое произошло и с НАТО. Все механизмы обменов, совместных учений, в том числе и запланированных, были заблокированы. Фактически прекращена программа Нанна–Лугара, которая на протяжении двух десятилетий являлась важным механизмом российско-американского взаимодействия в сфере ядерной безопасности.

Североатлантический альянс также объявил о прекращении всех контактов с Россией по военной линии. На саммите альянса в сентябре 2014 года были намечены меры по развитию военной инфраструктуры НАТО в Восточной Европе. Произошла, правда, пока еще небольшая, но переброска нескольких американских военных самолетов в Польшу и балтийские государства. Принимаются меры по укреплению Сил быстрого реагирования НАТО. Есть решение о создании пятитысячной группировки «Острие копья» для немедленного развертывания в Восточной Европе. Одобрен план создания командных пунктов в странах этого региона. США объявили о складировании там танков и другой военной техники.

Начались поставки военного снаряжения Украине – правда пока что без так называемого летального оружия. В Черном море регулярно проходят военные учения с участием США и ряда других стран НАТО.

Началось сворачивание научных контактов. Эта тема стоит отдельного обсуждения – такого не было даже в годы холодной войны.

Экономические санкции

Экономическое изматывание Советского Союза играло первостепенную роль в период холодной войны. Именно проигрыш СССР в социально-экономической сфере привел страну к распаду.

В отличие от СССР современная Россия интегрирована в мировую экономику. На страны, примкнувшие к антироссийским санкциям, приходится примерно 60% нашего внешнеторгового оборота. Это делает Россию уязвимой для экономической блокады, но обоюдное сворачивание торговли, инвестиций и финансовых связей привело к издержкам и для Запада, особенно для ЕС.

Фактически сегодняшние санкции в отношении России направлены на истощение и изматывание нашей страны. Возможно, будет воссоздан КОКОМ (комитет НАТО, который осуществлял контроль за продажей технологий СССР).

Стремление использовать энергетическое оружие против России. Последствия сланцевой революции (это особый вопрос – насколько сланцевая революция успешная и долгосрочная) могут быть серьезными. На политическом уровне ставится вопрос о том, что Америка с помощью сланцевой революции сможет компенсировать отказ от российских нефти и газа, вытеснить Россию с европейского рынка. Было заблокировано строительство «Южного потока».

Наиболее серьезные «карательные» меры связаны с Европейским союзом, на долю которого приходится половина внешней торговли России. В 2014 году российско-американский товарооборот приблизился к 30 млрд долл. – в 12 раз меньше, чем торговля между Россией и ЕС. Однако из США Россия импортировала в основном промышленную продукцию. Свыше 70% – это летательные аппараты, различное технологическое оборудование, транспортные средства, медицинская техника, электроника.

Закрытие доступа к высоким технологиям для России. Фактически это уже происходит. Причем эти меры затрагивают не только военные технологии и технологии двойного назначения, но и технологии сугубо мирного назначения, например для добычи нефти и газа на шельфе. Учитывая, что российское машиностроение находится в крайне тяжелом положении, преодолеть последствия этих санкций будет непросто.

Финансовая блокада. Фактически закрыта возможность кредитования российских банков на Западе. На мировом финансовом рынке господствует Запад, на долю которого приходится более 60% всех ценных бумаг, доля России – 0,3%. Правда, Россия обладает внушительными валютными резервами. Однако, хотя внешний долг нашего государства относительно невелик (13% ВВП), корпоративный долг весьма внушителен – больше 500 млрд долл. И, наконец, угроза отключения от системы SWIFT – по некоторым оценкам, это обойдется нам по крайней мере в 5% ВВП.

В этих условиях США и ЕС ввели секторальные санкции против России. Под удар попали банковский, энергетический и оборонный секторы. На долю этих трех основных секторов приходится больше половины всего ВВП России, это наши главные отрасли. В среднесрочной перспективе воздействие на российскую экономику может оказаться весьма серьезным.

Президент Обама объявил, что «российская экономика разорвана в клочья». Конечно же, он выдает желаемое за действительное. Но ущерб экономике России был нанесен. Падение цен на нефть в два раза также сыграло негативную роль. В результате наша экономика, которая сильно пострадала во время прошлого кризиса, сейчас находится в стагнации.

 

  • Отток капитала из России составил около 150 млрд долл.
  • Падение курса рубля в 2,2 раза по отношению к доллару и евро.
  • Капитализация российского рынка уменьшилась более чем в два раза.
  • Золотовалютные резервы России сократились в полтора раза.
  • Снизился кредитный рейтинг России до «мусорного» уровня.
  • Рост инфляции составил в 2014 году около 10%, а в 2015 году превысит этот показатель.
  • Отказ в доступе к высоким технологиям – импорт машин и оборудования сократился примерно на 9%.
  • Экономическая стагнация и возможность экономического спада – ВВП России в 2014 году увеличился всего на 0,6%, а в 2015 году сократится на на 3–6%.
  • Начались массовые сокращения работников и рост безработицы.
  • Расходы федерального бюджета в 2015 году сокращаются на 10–15%, а военные расходы увеличиваются почти на 23%.

 

В новой холодной войне Россия окажется в более неблагоприятных условиях, чем в середине ХХ века. В 1950 году, когда первая холодная война была в самом разгаре, на долю СССР приходилось примерно 10% мирового ВВП, а впоследствии эта доля выросла, прежде чем советская экономика начала обваливаться. Сегодня удельный вес России значительно меньше – около 3%.

Экономическая стратегия администрации Обамы в условиях глобализации строится на создании двух мощных экономических коалиций: Транстихоокеанское и Трансатлантическое партнерства. Очевидно, эти коалиции будут доминировать в глобальной экономике. Они – это более 60% мирового ВВП, экспорта и военных расходов, примерно 70% капитализации мирового рынка.

Партнеры России по Евразийскому экономическому союзу выглядят весьма скромно: доля Белоруссии составляет всего 4% нашей внешней торговли, доля Казахстана – 3%, доли Армении и Киргизии незначительны. При всей важности евразийской интеграции она вряд ли приведет к заметному росту наших показателей.

Новая гонка вооружений

После окончания холодной войны мировые военные расходы сокращались. В начале XXI века начался рост, прежде всего благодаря росту бюджета Пентагона во времена Дж. Буша-младшего. Но после кризиса 2008–2009 годов вновь началось некоторое сокращение. В этих условиях Республиканская партия потребовала наращивания военных расходов. Эту позицию поддержали и влиятельные круги в Демократической партии. В итоге сокращение расходов Пентагона прекратилось, и военный бюджет вновь начал расти. В случае победы республиканцев на президентских выборах 2016 года гонка вооружений резко усилится.

Новая гонка вооружений вступит в следующий этап, если НАТО вернется к стратегии коллективной обороны Запада против России. В случае победы республиканцев на выборах 2016 года возможно расширение НАТО за счет Грузии, Молдавии, Украины. Нельзя исключать формального разрыва Основополагающего акта Россия–НАТО, подписанного в Париже в 1997 году, который до сих пор обеспечивал определенную стабильность между Россией и НАТО и ограничивал размещение военной инфраструктуры и ядерного вооружения НАТО на территории стран Восточной Европы.

Возврат к холодной войне может обернуться размещением передовых группировок американских войск в Польше и Прибалтике, а также развертыванием ядерной инфраструктуры в Восточной Европе.

30 июля 2014 года был опубликован ежегодный доклад Госдепа США о соблюдении соглашений по контролю над вооружениями. В нем утверждается, что Россия нарушила принятые по Договору о ракетах средней и меньшей дальности обязательства не испытывать, не производить и не развертывать крылатые ракеты наземного базирования, а также не производить пусковые установки таких ракет.

Сейчас много говорится о возможном разрыве Договора РСМД. Россия и США уничтожили свои ракеты средней и малой дальности, но Корея, Китай, Индия, Пакистан, Иран, Израиль, Саудовская Аравия имеют такие ракеты, которые могут достигать нашей территории.

Поэтому время от времени раздаются призывы – давайте выйдем из Договора РСМД, даже на официальном уровне идут такие предложения.

Но дело в том, что ответ США (как это уже было в начале 1980-х) может быть для нас куда более опасным. Кроме того, американцы могут нас опередить в развертывании ракет средней дальности, поскольку не только у нас, но и в США ведутся наработки в этом плане.

Кому выгоден разрыв договора РСМД? Вспомним, как 30 лет назад начали размещаться американские ракеты в Западной Германии с подлетным временем 10–12 минут до Москвы. А из Эстонии и Польши подлетное время составит всего 6–7 минут, что создаст для нас угрозу «обезглавливающего» удара.

Можно полагать, что в случае прекращения действия Договора РСМД США за нескольких лет развернут в Восточной Европе несколько сотен ракет средней и меньшей дальности. Это создаст асимметричную угрозу стратегическим целям на европейской части России, поскольку развертывание аналогичных российских систем вблизи территории США (Куба, Венесуэла, Никарагуа) вряд ли осуществимо.

В нынешней ситуации, когда республиканцы контролируют обе палаты конгресса США, можно ожидать усиления попыток добиться прекращения действия договоров СНВ и РСМД. В июле 2014 года были внесены законопроекты в палату представителей и сенат, требовавшие «осуществить программы НИОКР по созданию крылатых и баллистических ракет наземного базирования, включая модификацию существующих систем, дальностью 500–5500 км». При этом предусматривался выбор районов для военных баз на территории союзников США с целью развертывания там этих систем.

После заключения нового Договора СНВ количество стратегического ядерного оружия у США сократилось, а у России – увеличилось. Дело в том, что США в 2010 году существенно превосходили Россию по количеству пусковых установок и боеголовок. Поэтому Пентагон вынужден опускаться на те уровни, которые были согласованы в Договоре СНВ (700 развернутых ПУ и 1550 развернутых ядерных боезарядов). У России же оружия было меньше не потому, что нас заставлял это делать Договор СНВ, а потому, что советские ракеты отслужили свой срок, и их приходится выводить из боевого состава. Сегодня же мы сравнялись с США по числу ПУ и развернутых боезарядов, хотя и уступаем по количеству развернутых носителей.

Это означает, что ситуация взаимного ядерного сдерживания сохраняется. Однако в случае прекращения действия Договора СНВ возвратный потенциал США позволит нарастить количество развернутых американских стратегических ядерных боеголовок до 3,5–4 тыс. единиц, добившись двукратного превосходства над РФ.

В холодной войне первой погибает логика.                                                        	   Фото Reuters
В холодной войне первой погибает логика.    Фото Reuters

Нельзя исключать, что республиканская администрация в одностороннем порядке выйдет из Договора СНВ и ускорит модернизацию стратегической триады. Таким образом, возникает перспектива полного развала режима контроля над вооружениями.

В случае прекращения действия Договора РСМД США и НАТО, вероятно, тут же проведут многократное наращивание ПРО в Европе для защиты от российских наземных ракетных систем средней и меньшей дальности. Количественно и качественно ЕвроПРО будет существенно превосходить рамки, установленные 3-м этапом Поэтапного адаптивного подхода.

Кроме того, продолжится развертывание американской стратегической ПРО, включая третий позиционный район на Восточном побережье США. Хотя Р. Рейган еще в 1983 году выступил с программой «звездных войн», США до сих пор не создали стратегическую оборону. У Пентагона имеется всего 36 стратегических ракет-перехватчиков (в 2017 году их количество будет доведено до 44), хотя договор по ПРО позволял иметь 100 перехватчиков. Эффективность сегодняшней американской ПРО крайне низка. В обозримом будущем, пока не будет космического эшелона ПРО, никакой эффективной стратегической ПРО не будет. Так что, если не до середины XXI века, то до 2025–2030 годов российское ядерное сдерживание будет надежным.

Республиканская партия намерена ускоренно развивать стратегическую ПРО. Возможен возврат к разработке ракет-перехватчиков Джи-би-ай (в двухступенчатом варианте) и СМ-3 Блок 2Б для размещения в Европе.

К сожалению, у нас возникло колоссальное отставание от США в сфере высокоточных обычных вооружений. Новое поколение дальнобойных высокоточных вооружений позволяет поражать стратегические объекты, ракеты и командные пункты. В условиях экономической и технологической блокады России преодолеть отставание будет очень трудно.

Поэтому в нынешних условиях, хотя режим контроля над вооружениями трещит по швам, интересам нашей безопасности отвечает сохранение как Договора СНВ, так и Договора РСМД. Это дает нам, по крайней мере на ближайшие десятилетия, чувство уверенности, что наши стратегические силы смогут выполнять сдерживающую функцию.

Роль конгресса США

Доктринальное закрепление новой холодной войны подкрепляется законодательными мерами, которые приняты американским конгрессом. Промежуточные выборы в США в ноябре прошлого года и установление контроля республиканцев над обеими палатами будут способствовать долгосрочной конфронтации США и России. У республиканцев тон задают «ястребы» вроде сенаторов Джона Маккейна и Линдсея Грэхема, а также неоконсерваторы, выступающие с русофобских позиций.

Антироссийские настроения возобладали и в Демократической партии. Свидетельством этому стал доклад «Что США и НАТО должны сделать, чтобы сохранить независимость Украины и противостоять агрессии России», опубликованный в начале февраля, который подготовили ведущие эксперты-демократы, связанные с Хиллари Клинтон, в том числе президент Института Брукингса, бывший заместитель государственного секретаря Строб Тэлботт, президент Центра за американскую безопасность, бывшая заместитель министра обороны Мишель Флурной, бывший верховный главнокомандующий войсками НАТО Джеймс Ставридис и президент Чикагского совета по международным делам, бывший посол США в НАТО Иво Дальдер. Доклад требовал, чтобы США предоставили массированную военную помощь Украине.

В отличие от времен холодной войны в упадок пришло движение сторонников разоружения и контроля над вооружениями. Если в разгар холодной войны, 30 лет назад, это была довольно влиятельная сила, с которой вынужден был считаться даже Рональд Рейган, то теперь позиции разоруженцев очень слабы.

Не пользуются большим влиянием на американо-российские отношения и бизнес-лобби. В 2012 году США отменили наконец поправку Джексона–Вэника, чего добивался американский бизнес. Но вместо этого конгресс принял «закон Магнитского», предусматривавший новые санкции в отношении России. За последние два года – после отмены поправки Джексона–Вэника – обороты российско-американской торговли снизились. И хотя американский бизнес выступал против санкций, но вынужден был подчиниться решению властей.

Хотя между республиканцами и демократами существуют острые противоречия практически по всем вопросам, в отношении России обе партии фактически опять выступают единым фронтом. Можно констатировать, что на Капитолийском холме восстановился двухпартийный антироссийский консенсус. В конгрессе практически не осталось сторонников развития американо-российских отношений.

В 2014 году в сенат и палату представителей были внесены более 30 законопроектов и резолюций, связанных с Россией и Украиной. Среди их авторов были как республиканцы, так и демократы. Сразу же после промежуточных выборов палата представителей и сенат почти единогласно приняли законы, предусматривавшие усиление экономического, военного и политического давления на Россию. Эти законы были подписаны президентом Обамой, хотя первоначально администрация считала нецелесообразным принятие таких мер, ограничивавших свободу действий исполнительной власти.

В 2015 году, вероятно, целый ряд антироссийских мер получит дальнейшее законодательное закрепление. В январе–феврале в конгресс внесено уже восемь антироссийских законопроектов. Например, 10 февраля комитет по делам вооруженных сил палаты представителей поддержал билль о предоставлении Киеву военной помощи на 1 млрд долл. Как свидетельствует исторический опыт, подобного рода законы (например, поправка Джексона–Вэника) будут носить долгосрочный характер, их крайне сложно пересмотреть или отменить.

Новая доктрина сдерживания

6 февраля администрация Барака Обамы опубликовала новую Стратегию национальной безопасности США. Прежняя Стратегия была выпущена еще в 2010 году и была воспринята как признание необходимости приспособления к реалиям многополярного мира. Главный упор был сделан на внутренние угрозы, прежде всего на преодоление финансово-экономического кризиса. Во внешней политике приоритетным было завершение войн в Ираке и Афганистане.

Новая Стратегия главный упор делает на упрочение американского лидерства в мире. Отвечая на критику республиканцев, обвиняющих президента в слабости, Обама декларирует, что ему удалось добиться успеха как в восстановлении экономической мощи США, так и в международных делах. «Если сдерживание не даст результата, вооруженные силы США будут готовы проецировать силу в глобальном масштабе, чтобы нанести поражение и предотвратить агрессию на целом ряде театров военных действий», – говорится в документе.

В Стратегии 2010 года администрация Обамы, провозгласившая перезагрузку американо-российских отношений, заявляла о готовности к сотрудничеству с Россией как «партнером в Европе и Азии». В новой Стратегии Россия получила диаметрально противоположную оценку. Москва видится Вашингтону одной из главных угроз международной стабильности наряду с «Исламским государством Ирака и Леванта».

Россия в документе упоминается 15 раз – больше, чем какая-либо другая страна. При этом 9 раз употребляется формулировка «агрессия России», да и в других случаях наша страна упоминается в негативном контексте. Более того, трижды говорится о необходимости «сдерживать Россию» (to deter Russia). Например, новая Стратегия провозглашает: «Мы будем сдерживать агрессию России, внимательно следить за ее стратегическими возможностями и помогать нашим союзникам и партнерам сопротивляться давлению со стороны России в долгосрочной перспективе, если это понадобится». США «продолжат оказывать серьезное давление на Россию путем санкций и других мер».

Лишь однажды упоминается возможность американо-российского сотрудничества, но лишь в том случае, если Москва изменит свой политический курс. «Мы будет держать дверь открытой для возможности большего сотрудничества с Россией в области общих интересов, если она выберет другой путь – путь мирного сотрудничества, который уважает суверенитет и демократическое развитие соседних стран», – говорится в документе.

Таким образом, через четверть века после завершения холодной войны и провозглашения стратегического партнерства между Российской Федерацией и Западом Вашингтон вновь официально провозгласил доктрину сдерживания Москвы.

Возможны ли варианты?

Таким образом, в 2015 году, вероятно, произойдет институализация механизмов ведения новой холодной войны против России.

Возрождается доктрина сдерживания, под которую подводится законодательная база. Россия рассматривается как нелиберальный, авторитарный режим, воспринимается как противник, а не партнер. Москву будут стремиться исключить из системы принятия решений в международных делах, изолировать. И, наконец, ставится вопрос, хотя и не на официальном уровне, – о необходимости смены режима в России.

Буквального повторения холодной войны быть не может.  Россия отнюдь не является коммунистической державой, мы участники мирового капиталистического хозяйства. Нет биполярной системы международных отношений – мир стал глобальным, полицентричным.

Соперничество идет в условиях многополярности, где ряд центров силы держится в стороне от этой конфронтации между Россией и Западом. Москва сохраняет нормальные связи со странами БРИКС и рядом других развивающихся стран, которые отказываются участвовать в новой холодной войне. США также развивают отношения с Китаем, Индией, Бразилией.

К сожалению, не исчерпан потенциал крупномасштабной войны на востоке Украины. Рубиконом, видимо, станут поставки американского оружия Киеву. Может настать следующий этап эскалации конфликта, которая, по мнению представителя РФ в ООН Виталия Чуркина, «вступит в такую иррациональную фазу, когда можно будет ожидать чего угодно». Михаил Сергеевич Горбачев предупреждает, что новая холодная война может перерасти в горячую…

Понимание этой угрозы проявилось в попытке добиться компромисса руководителями России, Украины, Германии и Франции на саммите 11–12 февраля в Минске. Достигнутые договоренности дают надежду на перемирие и начало процесса политического урегулирования. Однако прекращение огня не означает установления мира. Скорее произойдет замораживание конфликта по приднестровскому варианту. У компромисса будет много противников с каждой из сторон.

Поэтому перспективы новой «перезагрузки», как после российско-грузинской войны в 2008 году, отсутствуют. Но и новая холодная война будет невечно. Просто новая разрядка вряд ли случится скоро.

 
В ХОДЕ 'ЧАСА ЭКСПЕРТА' В СФ РАССМОТРЕЛИ ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ

4 МАРТА 2015

 

 

Перспективы российско-американских отношений стали темой очередного «часа эксперта» в Совете Федерации. На заседании палаты выступил директор Института США и Канады РАН, академик Российской академии наук Сергей Рогов, который рассказал об особенностях отношений двух стран на современном этапе.

По мнению Сергея Рогова, новая «холодная война» в отношениях между Россией и США наступила всерьез и надолго. Он подчеркнул, что этот вопрос вызывает у всех большую обеспокоенность. «Мы втянулись в новую «холодную войну». США и их союзники развернули кампанию очень жесткого давления на нашу страну», - сказал директор Института США и Канады.

Вместе с тем, сказал ученый, не стоит забывать, что у России и США есть общие интересы. В частности, это борьба с терроризмом, за нераспространение ядерного оружия, проблема изменения глобального климата.

«Сейчас все эти общие интересы ушли на задний план. Если удастся вновь перейти к их обсуждению, то  наметится и путь к завершению новой «холодной войны».

Сергей Рогов подчеркнул, что на протяжении 240 лет истории российско-американских отношений были периоды, когда Россия и США были фактически союзниками, или квази-союзниками. «Так было, например, во время Американской войны за независимость, когда Екатерина Великая объявила вооруженный нейтралитет России, а Англия пыталась блокировать восставшие колонии. Так было во время Гражданской войны в США, когда уцелевший после Крымской войны флот России был отправлен в Нью-Йорк и Сан-Франциско, и это тоже было связано с наличием общего противника – Великобритании. Так было в Первую и Вторую мировые войны, когда наша  страна и США были союзниками».

Говоря о первой «холодной войне», Сергей Рогов отметил, что сразу после ее завершения было объявлено о партнерстве двух стран. «Но партнерство было декларативным». На самом деле США рассматривали эту ситуацию как свою победу, а проигравшей стороной считали Россию, сказал он, напомнив, что во второй половине 90-х годов начинается расширение североатлантического альянса, война в Косово. Чуть позже США в одностороннем порядке вышли из Договора о противоракетной обороне, и началась подготовка к развертыванию баз противоракетной обороны в Восточной Европе.

В настоящее время такие работы идут в Румынии и Польше. Первая базы американской ПРО в Восточной Европе должна начать функционировать до конца 2015 года.

Ученый напомнил, что поворотом к новой «холодной войне» стали события на Украине, которая «оказалось в центре геополитического соперничества между Россией и США и их союзниками». По его словам, основная цель антироссийских санкций - отрезать Россию от доступа к кредитам и к высоким технологиям. «Фактически это повторение экономической войны, которую США на протяжении сорока с лишним лет вели против Советского Союза. Это серьезный нажим».

Сергей Рогов констатировал сложную ситуацию в российской экономике: в 2015 году ожидается рецессия на три – пять процентов.  «Это не значит, что мы обречены на поражение в новой «холодной войне», но надо отдавать себе отчет, с каким серьезным противником приходится иметь дело».

Сергей Рогов добавил, что, в отличие от периода прошлой «холодной войны» сегодня у России нет прочных союзников в мире. «Страны БРИКС не поддержали санкции против России, но заняли позицию нейтралитета и не торопятся помогать нам. Или, например, газовая сделка с Китаем - вовсе не благотворительность с его стороны».

России следует тщательно продумать свою экономическую, внутреннюю и военную политику, чтобы не проиграть новую «холодную войну» с США, заключил эксперт.


Ссылка на первоисточник - http://council.gov.ru/press-center/news/52550/